20 июня 2017
16 июня 2017 года в Уральском федеральном университете состоялась итоговая аттестация слушателей программы подготовки экспертов в области профессионально-общественной аккредитации (ПОА). Выпускники смогут принимать участие в процедурах ПОА образовательных программ направления 380000 «Экономика и управление». Такая аккредитация предусмотрена ст. 96 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и проводится Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка.
Обучение прошли представители работодателей, образовательных и профессионально-общественных организаций – всего 15 человек. Дистанционные технологии позволили повысить квалификацию специалистам из Екатеринбурга, Перми, Уфы, Тамбова и Каменск-Уральского.
Это уже третий выпуск программы подготовки экспертов ПОА, реализуемой на основании трехстороннего соглашения между Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка, Фондом РКК и Уральским федеральным университетом. На сегодняшний день в рамках данного соглашения подготовлено порядка 50 экспертов ПОА.
В качестве итоговой работы слушателям предлагается смоделировать процедуру ПОА в группах: представители образовательных организаций готовят отчеты по самообследованию, а работодатели и представители общественных организаций заполняют чек-листы и формируют экспертные заключения. Такой подход позволяет эффективно подготовить образовательные программы вузов и колледжей к реальной процедуре ПОА.
На итоговой аттестации 16 июня в экзаменационной комиссии присутствовали:
В рамках итоговой аттестационной работы представители образовательных организаций подготовили отчеты по самообследованию следующих образовательных программ: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Банковское дело», «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», «Оценка стоимости бизнеса и корпоративные финансы», «Экономика предприятий и организаций».
Данные программы реализуются в Пермском государственном национальном университете, колледже Уральского государственного экономического университета, Екатеринбургском торгово-экономическом техникуме, Каменск-Уральском политехническом колледже, Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина и Уфимском государственном авиационном техническом университете.
Участников итоговой аттестации приветствовала Н.С. Мельникова, которая рассказала о грядущих изменениях законодательства в области профессионально-общественной аккредитации:
– В настоящий момент активно идет процесс принятия поправки в Федеральный закон «Об образовании в РФ», которая закрепит статус советов по профессиональным квалификациям в области профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Система, которая строилась последние четыре года, заработает на высшем уровне.
В рамках итоговой защиты Н.В. Пуртова рассказала об основных замечаниях к отчетам по самообследованию и способах их устранения. Она подчеркнула, что оценочные задания должны быть компетентностно-ориентированными, то есть погружать учащегося в проблемную ситуацию и требовать ее решения. Также необходимо обращать внимание на формулировки тем выпускных квалификационных работ.
– В темах выпускных квалификационных работах должна появиться специфика, закрепленная в профессиональных стандартах, – пояснила Н.В. Пуртова.
Чтобы компетенция, как способность реализовывать трудовую функцию, состоялась, необходимо поддержать ее содержательно, в том числе практикой. Однако руководители программ СПО зачастую сталкиваются с недостаточным количеством часов на практику при введении новых дополнительных профессиональных компетенций.
– Поскольку компетенция есть совокупность знаний, умений и практического опыта, сформировать ее без практики невозможно. Если добавить часы на практику не получается, можно уточнить содержание практики в соответствии с новой дополнительной профессиональной компетенцией, – объяснила С.И. Шинявская.
Сегодня разрабатываются оценочные средства для проведения профессиональных экзаменов в рамках 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». О.В. Белякова отметила, что данные оценочные средства необходимо изучить при разработке заданий, предлагаемых студентам в рамках образовательного процесса.
– Существует реестр независимой оценки квалификации, в котором размещены примеры всех утвержденных оценочных средств. Эксперты ПОА обязательно будут сравнивать задания в рамках образовательного процесса с оценочными средствами, разработанными для независимой оценки квалификации.
Участники итоговой защиты отметили, что обучение в области ПОА способствует не только созданию пула квалифицированных экспертов в этой сфере, но и выявлению «узких», дискуссионных моментов, и как следствие, совершенствованию методологии процедуры ПОА.
Каждый выпускник программы получит удостоверение о повышении квалификации, которое является одним из обязательных условий для получения статуса эксперта ПОА. После верификации итоговых аттестационных работ и утверждения протокола итоговой аттестации СПК финансового рынка выпускники будут включены в реестр экспертов ПОА СПК финансового рынка.
Итоговая аттестация первого выпуска программы, 28.12.2016 год
Ознакомиться с политикой защиты и обработки персональных данных