6 апреля 2017
В «Деловой России» 3 марта прошел круглый стол «О развитии межведомственного взаимодействия при выработке основ государственной политики развития отраслей и осуществлении контроля (надзора)». Его организатором выступил комитет «Деловой России» по финансовым услугам.
Участниками круглого стола стали ведущие специалисты в области оценочной деятельности, руководители саморегулируемых организаций оценщиков, представители крупнейших оценочных компаний и профильных вузов.
Актуальность темы круглого стола обусловлена проблемами развития межведомственного взаимодействия при организации государственного контроля и организации процедуры оценки квалификации специалистов.
Первая часть состоявшейся дискуссии была посвящена правомерности требований Росреестра при осуществлении плановых проверок за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков по предоставлению оценщиками справок об отсутствии судимости на регулярной основе.
Об этом рассказала модератор круглого стола - член генерального совета «Деловой России», генеральный директор НП «АРМО» Елена Петровская. Известно, что одним из условий вступления в СРОО является предоставление оценщиком справки об отсутствии судимости, однако новое требование проверяющих органов при проведении плановых проверок обязывает саморегулируемые организации предоставлять справки об отсутствии судимости членов СРОО, актуальные на момент проведения проверки. При этом понятие актуальности в этом контексте не уточняется.
Саморегулируемые организации самостоятельно не наделены правом сбора и обработки документов и информации, касающейся деятельности своих членов. Получение такой информации возможно только в рамках государственной услуги по личному обращению физического лица в уполномоченный орган.
В то же время Распоряжением Правительства РФ от 19 апреля 2016 г. № 724-р утвержден перечень документов, получаемых проверяющими госорганами в рамках межведомственного информационного взаимодействия от тех госорганов, в распоряжении которых находятся эти документы или информация. Однако Росреестр, не исполняя требования Распоряжения, требует предоставления справок от СРО.
Участники дискуссии приняли решение рекомендовать органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль за деятельностью СРО, внедрить в свою практику применение Распоряжения Правительства РФ от 19 апреля 2016 г. № 724-р при проведении плановых и внеплановых проверок саморегулируемых организаций.
Центральной темой обсуждения круглого стола стала процедура подтверждения квалификации специалистов – в частности целесообразность введения Минэкономразвития России обязательного квалификационного экзамена оценщиков параллельно уже существующему профессиональному экзамену оценщика в рамках системы независимой оценки квалификаций.
Елена Петровская представила участникам круглого стола подробный обзор действующей системы независимой оценки квалификаций, закон о которой вступил в силу 1 января 2017 года. Система, предусмотренная для всех отраслей и профессий, позволит синхронизировать образовательные программы и запросы работодателей.
Для определенных категорий работников, чья деятельность связана, например, с выполнением работ с вредными или опасными условиями труда, предусматривается другой порядок проведения оценки квалификации. Министерство финансов РФ уже предпринимало попытки внести в перечень профессий, выведенных из под действия Закона о независимой оценке квалификаций аудиторов, однако Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений не удовлетворила требования регулятора аудиторской деятельности.
В то же время уникальная ситуация складывается в оценочной деятельности: практически одновременно - летом прошлого года в Закон об оценочной деятельности внесены поправки, устанавливающие обязанность оценщика подтверждать квалификацию путем сдачи квалификационного экзамена каждые три года. Уже 1 июля 2017 г. положения статей 21.1, 21.2 Закона об оценочной деятельности в редакции Федерального закона № 172-ФЗ вступят в силу. При этом согласно Указу Президента РФ от 18 декабря 2016 г. № 676, утверждение НПА, касающихся квалификации невозможно без рассмотрения и одобрения Национальным советом по профессиональным квалификациям при Президенте Российской Федерации: «Утверждение уполномоченными федеральными органами исполнительной власти профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования и внесение в них изменений, а также издание нормативных правовых актов по вопросам, касающимся развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации, осуществляется после их рассмотрения и одобрения Советом».
Несмотря на это 16 марта 2017 г. Минэкономразвития России опубликовало на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов проект приказа о порядке формирования перечня экзаменационных вопросов и порядке проведения и сдачи квалификационного экзамена в области оценочной деятельности. Появление подобного документа, несогласованного с Национальным советом, вызвало общественный резонанс в профессиональной среде.
О процедуре обязательного квалификационного экзамена в рамках Закона об оценочной деятельности рассказала Ирина Шевцова, генеральный директор СРО "ДСО": «Противоречие двух действующих систем очевидно. Для проведения квалификационного экзамена Минэка отсутствует какое-либо описание самих квалификаций и уровней, зато предусмотрены направления: «Оценка недвижимости», «Оценка движимого имущества», «Оценка бизнеса». Специалист может осуществлять оценочную деятельность только по направлениям, указанным в квалификационном аттестате. Такое дробление единой профессии противоречит действующей системе подготовки специалистов. Важно также, что наличие квалификационного аттестата будет обязательным условием членства в саморегулируемой организации оценщиков, это значит, что специалист, не сдавший экзамен, лишается права осуществления профессиональной деятельности».
Профсообщество единодушно: реализация отдельных положений приказа о процедуре обязательного квалификационного экзамена ведет к нарушению прав оценщиков. Подтверждением тому является заключение Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ: «Положения Федерального закона от 02.06.2016 № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», кардинально трансформировав оценочную отрасль, изменили идею последовательного и системного совершенствования повышения качества предоставления оценочных услуг и уровня профессионализма субъектов оценочной деятельности, ответственности за результаты определения рыночной, кадастровой или иной стоимости, заложенную дорожной картой но и вступают в противоречие с нормами 238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций».
Вице-президент Российского общества оценщиков Евгений Нейман назвал введение обязательного квалификационного экзамена «законодательным экспромтом», который разрушает сложившуюся практику подготовки специалистов в оценочной деятельности и влечет непредсказуемые последствия для осуществления профессиональной деятельности и бизнеса.
При этом оценочное сообщество выступает за введение обязательного экзамена для входа в профессию - нижнего уровня квалификации в рамках Национальной системы квалификаций Российской Федерации, а также за взаимодействие Минэкономразвития России с Министерством труда России и отраслевыми советами по вопросам реализации базовых принципов системы независимой оценки квалификации, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 и Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».
Итогом круглого стола стало предложение о необходимости внесения поправок в Закон об оценочной деятельности, следуя которым, оценка квалификации специалистов в оценочной деятельности будет осуществляться в рамках Системы независимой оценки квалификации, для реализации которой уже создана вся нормативно-правовая база и необходимая инфраструктура, утверждены комплекты оценочных средств, примеры которых размещены в открытом доступе, а экзамены уже можно сдать в ЦОКах, открытых в различных регионах страны.
Источник: Деловая Россия
Ознакомиться с политикой защиты и обработки персональных данных